Песочный час

Песочный час1

Игры в песочнице – неизменный атрибут детства, и они важны и любимы и для наших ребят, воспитанников Центра семьи «Зеленогорский»

Традиционно нас выручает разноцветный фабричный кинетический песок. Ещё этот песок называют «формовочный». Так как благодаря своему составу (состоит на 98% из песка и на 2% - из полимера). Это позволяет песку сохранять форму намного легче, чем традиционному песку. Наши ребята различных возрастов полюбили играть в «Отпечатки» (дети любят ставить «штампы» различными выпуклыми предметами и потом вытаскивать полученный образ из песочной массы), «Формочки» (как правило, ребята используют обычные формы или фигурки из сортера), «Торт» (ребёнок-кондитер «стряпает» на заказ тортик из «коржей» разного диаметра и украшает их различными природными материалами), «Клад» (в песок зарывают любое «сокровище» и дети ищут его, часто в этой игре идут тематические загадки, разгадав которые, дети понимают, что им надо будет найти).

Ну и конечно самая важная и любимая игра для наших детей - это любая тематическая постройка. Как правило, это групповая работа и ребята придумывают сюжет по желанию. С помощью кинетического песка и подручных материалов: мелких игрушек, камушков, пуговиц, палочек для мороженного, желудей, косточек от фруктов и прочего, дети воплощают в песочном образе свои задумки и идеи.
Для индивидуальной работы у наших ребят в почете обычный, но заранее обработанный и подготовленный песок, который находится на специальном столе-планшете с подсвеченной поверхностью, на которой можно рисовать песком и специальными приспособлениями: ровнителем песочного слоя, гребенем для создания декора, различными трафаретами. В этом случае у детей рисование песком - это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов. Необыкновенно приятный на ощупь песок, даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы. И вот на песочном столе появляются рисунки: «школа и праздничная линейка» - значит ребенок уже озабочен началом учебного года и ожидает его, «набор имен ребят, которые живут в Центре и сердечки под ними» - воспитаннику важны межличностные отношения, «спортивный мяч, сетка и медаль» – ну конечно это лидер и любитель спорта, и он свои идеи рисует на песке.
И вот уже можно посмотреть на работы, интерпретировать мысли детей и поговорить, пообщаться с ребенком на волнующую его тему. Важно отметить, что рисование на столе без использования подручных материалов только приветствуется. Когда рисование происходит непосредственно пальцами по песку - это способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование часто происходит и двумя руками).
Есть на столе-планшете у ребят и свои любимые игры: создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (цветком, солнышком и пр.); "поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз; нарисовать карту-загадку и на наводящие вопросы других детей, которые отгадывают, обязательно молчать и только символами на песке рисовать, давая понять друзьям, на верном пути они или нет.
Цикл занятий «Песочный час» помог некоторым детям развить мелкую моторику, воображение, творческое мышление, повысил самооценку и утвердил положительный статус в группе. Ну и самое главное - плодотворно повлиял на эмоциональное состояние детей и их гармоничное развитие в настоящем и будущем.

педагог-психолог Макаревич Ольга Александровна

Песочный час 2