Программы
Для работы с данной категорией семей специалистам необходимо работать таким образом, чтобы предотвратить социальное сиротство и верно определить степень выраженности риска семейной ситуации. Проанализировав имеющиеся трудности семьи, с которыми она не может справиться самостоятельно и которые отрицательно влияют на развитие ребенка, специалисты подбирают необходимый набор программ из ресурсной карты учреждения и привлекают семью к сотрудничеству и решению проблемы. С каждым годом программы усовершенствуются и обновляются.
Внедрение программ в соответствии с изменяющейся средой и потребностью
Год |
Программы /технологии |
Причины внедрения в работу |
|
2009г. |
Семейная академия |
|
Запрос успешных родителей |
Твой выбор |
|
Поддержание городской программы |
|
2010г. |
Семейная академия |
Школа опекунов |
Увеличение отказа опекунов от опеки |
|
Успешная мама |
Повышение родительской компетенции |
|
|
Родит. собрания |
Низкая осведомленность родителей |
|
Театр |
|
Низкая мотивация к положительной деятельности |
|
Постинтернатная адаптация |
|
Низкий социальный уровень выпускников интернатных учреждений |
|
Школа туризма |
|
Не умение организовать активный отдых |
|
Жизнь без конфликтов |
|
Повышение конфликтности в подростковой среде |
|
Технология «Сеть» |
|
Сниженная активность ближайшего окружении, безразличие к проблемам близких |
|
2011г. |
Наркостоп |
Облака |
Вызывают тревогу поведенческие навыки несовершеннолетних |
|
Капельки |
||
2012г.
2013г. |
Ремень |
|
Низкая родительская компетенция |
Поверь в себя |
|
Включение в работу семей, имеющих детей инвалидов. |
|
Медиация |
|
Включение в работу примирительной технологии |
|
Тьюторство
|
|
Неумение несовершеннолетних использовать ресурсы среды для достижения поставленных целей. |
|
Закон обо мне. Мне о законе. |
|
Отсутствие навыков социализации позитивного социально-правового опыта у несовершеннолетних. |
Наиболее востребованными, интересными, продуктивными и результативными можно считать следующие программы:
- «Ремень» – программа против жестокого обращения;
- «Жизнь без конфликтов» и «Общение» - программы на взаимопонимание;
- «Твой выбор», «Театр» «Наркостоп» («Капельки» - работа с детьми и родителями дошкольного возраста, «Ступени» – с подростками), «Все, что тебя касается» – программы с антинаркотической направленностью;
- «Школа туризма» – пропаганда здорового образа жизни.
Возникающие ситуации в семьях имеют различную сложность, в связи с этим в работу внедряются инновационные технологии, позволяющие активизировать ближайшее окружение клиентов и использовать имеющиеся ресурсы семьи для решения возникших сложных ситуаций:
- «Сеть социальных контактов»;
- «Медиация»;
- «Тьюторское сопровождение дезадаптированных несовершеннолетних в условиях межведомственного сетевого взаимодействия».
Таким образом, активизированные программы помогают охватить различные целевые группы: опекунов и попечителей, несовершеннолетних из семей, имеющих ранние признаки неблагополучия, детей и подростков, имеющих девиации, и позволяют приблизиться к достижению основных целей:
- обучающая цель – формирование у несовершеннолетних и членов их семей ответственности и позитивного мышления;
- воспитательная цель – формирование системы отношений, воспитание нравственных черт характера клиентов, отражающих их отношение к окружающим людям;
- развивающая цель – развитие навыков эффективной коммуникации и творческих способностей клиентов через решение следующих задач:
1)расширять знания несовершеннолетних и членов их семей о нормативно-правовой базе, их обязанностях и ответственности.
2)развивать представления и понятия о конструктивном общении, его применении в различных жизненных ситуациях.
3)организовать творческую или иную полезную деятельность несовершеннолетних для самоопределения, рефлексии и самоанализа.
Периодичность проведения программ
Необходимо отметить, что вышеперечисленные программы и технологии запускаются с определенной периодичностью:
- ежемесячно с учетом усложнения и углубления в выбранную тематику (программы «Семейная академия», «Школа опекунов и попечителей», «Поверь в себя»);
- программы, имеющие цикличный характер проводятся через определенное время в соответствии с запросами субъектов профилактики (программы «Жизнь без конфликтов», «Ремень»), «Школа туризма», «Все, что тебя касается», «Летний досуг», «Наркостоп»: «Капельки», «Ступени»);
- проводятся в соответствии с потребностями клиентов (программы «Сеть социальных контактов» и «Медиация»);
- постоянно действующие программы, направленные на реабилитацию несовершеннолетних («Тьюторство», «Интенсивная реабилитация», «Трудовая реабилитация», программы о ЗОЖ: «Богатырская сила», «Русские традиции», программы творческой направленности, такие как «Перекресток» – создание газеты силами воспитанников учреждения, «Веселые мастерские» и т.д.)
Огромное значение при реализации указанных программ отводится формам и методам воспитания и педагогической коррекции различных отклонений. Практически каждая из программ содержит в себе несколько составляющих:
- построение доверительных отношений;
- использование теоретического материала с презентационным наполнением;
- определение имеющихся несоответствий и противопоставлений,
- осознание проблем и определение перспектив;
- самопознание и самовоспитание;
- включение в деятельность соревновательного и игрового моментов;
- разбор инициированных ситуаций, упражнений, заданий и разъяснение своих действий;
- поощрение;
- рефлексия.
Анализируя деятельность учреждения за 2010 – 2012 годы, хотелось бы отметить наиболее яркие и событийные мероприятия, проходившие в рамках заявленных программ и давшие хорошие результате в работе с несовершеннолетними из семей, имеющих признаки раннего неблагополучия.
Антинаркотическая направленность программ
Цель: проведение первичной позитивной профилактики всех видов химической зависимости среди молодежи, снижение факторов риска раннего приобщения несовершеннолетних к экспериментированию с ПАВ.
С первых дней существования учреждения большое внимание уделялось антинаркотической работе. Директором учреждения было инициировано внедрение в работу программы «Твой выбор». Данная программа успешно отработана в образовательных учреждениях города. Цикл тематических занятий, родительских собраний проводился в школах города и всегда заканчивался проведением больших мотивационных акций. К данной работе привлекались различные специалисты и общественные организации. За весь период реализации программы отмечена активность детей, имеющих лидерские способности. С ними был проведен пятидневный семинар-погружение по программе профилактики наркомании, алкоголизма и курения среди детей и подростков. Данная категория несовершеннолетних после семинара с энтузиазмом выполняла обязанности волонтеров и распространяла полученную информацию. Отзывы участников помещались в «Чистую книгу», позволяющую оценить всю полезность работы.
Интересным опытом своей работы считаем реализацию программ «Наркостоп» и «Театр», рекомендованных Общественной палатой Российской Федерации, рабочей группой по совершествованию антинаркотической политики и реформе системы наркотической помощи, а также Российским благотворительным фондом «Нет алкоголизму и наркомании».
Программа «Театр» позволяет разносторонне подходить к решению поставленных задач. Адаптированный материал по программе с интересом воспринимают как дети, так и подростки. В ходе работы по программе участники проявляют активность при подготовке акций, тематических пятиминуток и театральных постановок. Взаимодействуя, участники учатся выстраивать коммуникации, правильно выражать агрессию и позитивные эмоции. Очевидны положительные изменения, происходящие у несовершеннолетних после участия в дискуссиях, мозговых штурмах и ролевых играх, развивающих актерское мастерство, воображение, фантазию. Участники во время погружений приобретают новые навыки общения, осваивают язык чувств, учатся овладевать более разными средствами для выражения своего «Я». Самым ярким и зрелищным является заключительная часть программы, когда идет совместная деятельность по созданию спектакля. Именно он является конечным результатом, к которому стремятся все дети и взрослые. Программа проводится в учреждении 2 раза в год в каникулярное время.
Программа «Наркостоп» запущена в работу в 2011году и прошла апробацию в детских дошкольных учреждениях и школах города. Два блока программы отличаются по содержанию и по сложности материала. В первом блоке «Капельки» - занятия для детей 6-10 лет, а во втором блоке «Ступени» - для детей и подростков от 11 до 17 лет. Занятия направлены на формирование поведенческих навыков, снижение факторов риска, наиболее характерных для каждой возрастной группы. Содержание программы позволяет дать несовершеннолетним знания о психоактивных веществах, способствует более глубокому пониманию своих чувств, эмоций, причин и последствий их употребления. По отзывам педагогов и родителей, данная форма антинаркотической работы с детьми разного возраста является интересной и продуктивной. Анализ полученных результатов по итогу работы программы показал явные улучшения в формировании позитивной самооценки участников, их сплоченности и более глубокого отношения друг к другу. Каждый ребенок, прошедший предлагаемый цикл, научился более открыто выражать чувства, вследствие чего взаимодействие участников стало носить более конструктивный характер.
Результативность.
За последний год данными программами охвачено 869 несовершеннолетних. Сформированные группы из подростков не только сохранили свою численность на протяжении всего периода проведения мероприятий по программам, но и увеличили количество участников. Двенадцать выявленных подростков, имеющих высокий риск формирования зависимого от ПАВ поведения, были привлечены совместно с родителями к коррекционной групповой и индивидуальной работе на базе КГКУ СО СРЦН «Зеленогорский».
Программы, направленные на создание положительных межличностных взаимоотношений
Программа «Жизнь без конфликтов».
Цель: предоставление возможности участникам программ получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения конфликтов.
В школах города проводятся тематические занятия по программе «Жизнь без конфликтов», способствующие урегулированию возникающих споров, выходу из сложных ситуаций и более позитивному отношению к окружающим людям. В ходе работы с родителями психологи учреждения помогают осознать собственное конфликтное поведение в семье. Через различные виды деятельности идет формирование знаний о причинах возникновения конфликтов в семье между детьми и родителями, между супругами или партнерами. Знакомятся с конструктивными способами разрешения конфликтов. Педагоги и родители изучают приемы и способы прогнозирования конфликтных ситуаций и пробуют в создавшихся ситуациях использовать полученный ранее опыт конструктивного разрешения конфликтов. Трехдневные погружения детей и подростков в тематику позволяют сократить распространенность детской конфликтности, расширить представление о конфликте.
Результативность:
За 2012г. проведено 11 мероприятий и охвачено 191 несовершеннолетний. По результатам проведенного опроса организованные семинары повысили информированность педагогов и родителей о причинах возникновения конфликтов и способах выхода из них. По результатам психологической диагностики и наблюдения за школьниками в течение двух лет можно отметить, что дети стали терпимее к мнению сверстников, намного чаще стали находить оптимальные выходы из конфликтных ситуаций, а также обращаться за помощью к специалистам.
Технология «Сеть социальных контактов».
Цель: создание условий для самостоятельного решения семьей своих проблем, способствование формированию устойчивых тенденций к положительным изменениям, обретение социальной поддержки со стороны значимых для семьи людей.
Одним из эффективных методов работы с сетью социальных контактов семей, находящихся в ситуации неблагополучия, является метод сетевой терапии. Специалисты КГКУ СО СРЦН «Зеленогорский», применив его в своей работе, убедились, что семьи, находящиеся в кризисной ситуации, способны самостоятельно найти выход из проблемы, мобилизуя свои внутренние ресурсы. В работе с детьми и членами семей, имеющих ранние признаки неблагополучия, используется несколько этапов. Одним из них является заполнение социальной карты с целью осмысления своего положения, проговаривания ситуации и выделения значимых людей. Анализ заполненной карты позволяет специалисту определить наличие конфликтов, значимых людей, ресурсов семьи и определить, какой вид встречи будет продуктивнее: семейный совет или сетевая встреча. Данная технология предполагает тесное сотрудничество со специалистами многих учреждений, необходимыми для решения вопроса, и значимыми людьми, указанными в карте. Следующим этапом является мобилизация ближайшего окружения. Составляются пригласительные с учетом индивидуальных особенностей характера, должности, родственных связей по отношению к семье. Пригласительные вручаются лично каждому участнику сетевой встречи, и подчеркивается их значимость и важность присутствия на встрече. Этот этап иногда становится заключительным, так как во время бесед с каждым из значимых людей специалистами затрагиваются многие аспекты, позволяющие приглашенным сделать определенные выводы. При этом участники начинают общаться друг с другом, предлагать помощь заказчику сети и на семейном совете сообща принимают решения, направленные на вывод семьи из кризиса. Поэтому семейных советов проводится в разы больше, чем сетевых встреч. Но если все-таки окружение не проявляет активности и члены семьи не уверены в своих силах, то сетевые терапевты организовывают сетевую встречу. Именно она позволяет вовлеченным в ситуацию сторонам прожить все свои негативные чувства в безопасной обстановке, по-новому увидеть друг друга и принять неизбежность компромисса. В создании эмоционально безопасной среды, необходимой для принятия решений, и заключается еще одна сильная сторона сетевого подхода. Это не просто, но, как показывает наш опыт, вполне достижимо.
Результативность.
В ходе работы с несовершеннолетними, их родителями, родственниками и близкими выявлено, что при подготовке к сетевой встрече все приглашенные идут на контакт со специалистами, делятся проблемами и высказывают мнение о возможности изменения ситуации. Свою сопричастность к семье выражают через желание решить проблему с помощью активизации собственных сил. У многих происходят кардинальные внутренние изменения, позволяющие надеется на конструктивное решение поставленных задач. Из тридцати человек, приглашенных на различные семейные и сетевые встречи, приняли активное участие 24 человека. Принятые решения на встречах были реализованы практически всеми участниками сети. Взаимодействие между членами семей стабилизировалось в 5 семьях, в двух семьях родители, состоящие в разводе, смогли договориться о месте проживания детей на территории одного из родителей и о периодичности встреч с другим. После посещения семейных встреч клиенты чаще обращаются за помощью специалистов, прислушиваются к советам и рекомендациям.
Программа «Семейная академия». Она направлена на оказание психологической, педагогической, методической, информационной помощи и поддержку семьи путем организации и проведения мероприятий, способствующих укреплению института семьи и совместному разрешению проблем по воспитанию детей. В рамках программы на базе КГКУ СО СРЦН «Зеленогорский» работает клуб «Семейная академия».
Цель: создание необходимых условий для сохранения и развития благополучной современной семьи, укрепление института семьи, повышение морально-нравственных устоев семьи и формирование здорового образа жизни и психолого-педагогической грамотности.
Клуб объединяет семьи для общения и взаимной поддержки на основе общих интересов и целей. Запланированные мероприятия, нацеленные на повышение психологической и педагогической грамотности родителей, проходят в виде психологических тренингов, лекций для родителей и развивающих занятий. С помощью грамотного сопровождения члены данной организованной группы имеют возможность решать различные задачи, примерять на себя разнообразные роли и находить выход из неординарных ситуаций. Так пройдя курс «Семейной академии», клиенты способны самостоятельно выстраивать стратегию объединения семьи, многие из участников начинают взаимодействие с членами своих семей, отталкиваясь от психолого-педагогических азов, полученных в ходе теоретико-практических занятий полученных на «Семейной академии».
Результативность:
По результатам социально – психологического исследования семьи имеют следующий положительный результат:
- новый позитивный опыт семейных отношений, воспитания;
- общение и личностный рост при общении с другими членами семей;
- эмоциональную разгрузку;
- возможность реализации собственных планов, возможностей, перспектив;
- общение и развитие детей;
- место, где лучше понимаешь свои действия и поведение близких людей.
10 семей стабильно посещают клуб. По отзывам родителей, участие в данной работе помогает им открыть в себе что-то новое, увидеть реальную возможность применения предлагаемых способов конструктивного взаимодействия с детьми и другими членами своей семьи, испытать чувства, которые возникают у ребенка в различных ситуациях и увидеть свою семейную ситуацию другими глазами.
Проведение семинаров в рамках программы «Школа опекунов и попечителей». Один раз в месяц совместно с отделом опеки и попечительства управления образования г. Зеленогорска проводятся семинары с опекунами и попечителями с целью психологического просвещения – дать опекунам и попечителям уверенность в своих внутренних силах, помочь раскрыть свой внутренний потенциал, обогатить запас знаний, систематизировать жизненный опыт. В ходе семинаров, лекций и мастер-классов происходит обучение участников различным навыкам межличностного общения, расширяются знания о воспитании в семье, и изменяется родительская позиция. Постоянными клиентами являются 15 человек.
Программа «Поверь в себя».
Цель: оказание помощи семьям с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Программа направлена на оказание помощи (информационной, социально-психологической, социально-педагогической, социально-бытовой) семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
За прошедший год проведена большая работа специалистами по выявлению целевой группы семей с детьми – инвалидами. Мотивационные беседы и предложенные буклеты позволили членам семей определиться и принять предложенные варианты взаимодействия. Ежемесячные контакты с родителями и детьми происходят следующим образом:
- специалисты посещают вновь выявленные семьи на дому с целью знакомства и освещения деятельности клуба,
- определение круга проблем, возникающих в семьях,
- оказание комплексной помощи по запросу,
- оповещение членов семей о предстоящих встречах в клубе,
- проведение праздников и тематических вечеров.
В течение всего года родители участвуют в выборе обсуждаемых тем, предлагают проведение различных мероприятий. Необходимо отметить, что с целевой группой работает одновременно несколько специалистов. Большую роль при достижении поставленных целей играют доверительные отношения, появляющиеся между клиентами и специалистами в ходе совместного проживания различного опыта. При этом специалисты дозировано дают сложный теоретический материал и усложняют его только в том случае, если видят готовность клиентов к принятию новой более сложной информации. Так при поддержке активистов группы прошло обсуждение проблем негативного восприятия отцом недостатков развития своего ребенка и через использование различных приемов происходило формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения, супружеских и детско-родительских отношений. Темы занятий разнообразны, но все они способствуют сплочению группы, переживанию в группе своего опыта из реальной жизни. Через практические упражнения клиенты обучаются невербальным формам контакта, умению правильно выходить из стрессовых ситуаций и используют аутотренинги для снижения тревожности и страха отвержения.
Результативность:
Встречи с родителями, результаты проведенных тренингов позволяют судить о том, что благодаря организованному обучению в семьях предотвращены некоторые кризисные ситуации, так как родители пробуют в бытовых условиях применить полученные знания и навыки. Сформировавшиеся конструктивные позиции родителей, полученный опыт самоанализа и приобретение адекватной самооценки позволили членам семей в ряде случаев сохранить и укрепить отношения в семьях. За период реализации программы количество семей было увеличено до 14 за счет активности специалистов и активизации самих родителей.
Программа «Школа туризма». В летний период очень актуальным является туризм, направленный на формирование здорового образа жизни детей и подростков из различных семей. На протяжении всего подготовительного этапа участники с помощью педагогов повышают свою социальную активность, учатся общаться в коллективе. После сплочения детского коллектива дети и подростки под руководством опытного тренера отправляются в походы и на сплавы. Именно в таких условиях проверяются коммуникативные навыки поведения, умения оказать помощь в организации самообслуживания, самопомощи и взаимопомощи. Погружение, «веревочный курс» и включение детей в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности способствуют расширению их круга интересов, творческих возможностей и приобщают к активному образу жизни, физической культуре, спорту. По отзывам детей и подростков, самое большое удовольствие в походах они получили от осознания того, что сообща они могли преодолеть многие трудности. Педагогами отмечался созданный микроклимат, который позволил взрослым и детям лучше узнать друг друга и совместно принять конструктивные решения.
Проект «Тьюторское сопровождение дезадаптированных несовершеннолетних в условиях межведомственного сетевого взаимодействия».
Цель – создание условий для формирования у несовершеннолетних умения самостоятельно вычленять и использовать ресурсы среды для образования и социальной адаптации.
Данный проект разрабатывался под руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры социальной педагогики и социальной работы КГПУ им. В.П. Астафьева Бочаровой Ю.Ю. с целью обучения несовершеннолетних использовать различные ресурсы для достижения поставленных целей. Совместными усилиями специалиста КГКУ СО СРЦН «Зеленогорский» (тьютора) и воспитанника (тьюторанта) выявляются ресурсы окружающей среды и соотносятся с выявленными потребностями последнего. В ходе взаимодействия участники проходят несколько этапов программы: проектный, мотивационный, информационный и контрольно-оценивающий. Каждый из них способствует достижению основной цели – создание условий для формирования у несовершеннолетних умения самостоятельно вычленять и использовать ресурсы среды для получения образования и социальной адаптации. Учитывая особенности тьюторантов, были выявлены социально приемлемые перспективы их развития, а предложенные ресурсы социального пространства способствовали раскрытию детского потенциала. Так как позиция тьютора к своему тьюторанту была чаще «на равных», то и организованное сопровождение процесса освоения новой деятельности воспринималось несовершеннолетним не как назидание, а больше как помощь. Не всегда получалось достичь желаемого результата без внесения корректив в план действий, но при этом сами участники осознанно что-либо меняли и с помощью организованной рефлексии могли описать свои чувства и оценить свои действия при достижении цели.
В случае дальнейшего усовершенствования разработки технологии тьюторства планируется создать условия для постоянной и поэтапной включенности старшеклассников школ, участвующих в проекте, в данный процесс. Подростки-волонтеры будут нести определенную нагрузку по сопровождению закрепленных воспитанников в пределах образовательного учреждения. При этом необходимо учесть, что вся работа с несовершеннолетними будет координироваться педагогами – организаторами данного направления. В ходе обучающих семинаров планируется подготовить активистов-волонтеров к корректному сопровождению закрепленных детей – воспитанников КГКУ СО СРЦН «Зеленогорский».
Результативность.
В ходе взаимодействия с педагогами, имеющих опыт тьюторства, становятся очевидными изменения их позиций. Личная заинтересованность взрослого в судьбе ребенка проявляется во всем: это и отношение, и ведение диалога, и соблюдение ритуалов, и манера создания договорной основы. Даже проведение диагностики не с целью облачения, а выявления чего-то глубоко спрятанного, но важного и необходимого для облегчения выхода из создавшейся ситуации. Не просто создание плана, а совместное построение пути интересного обеим сторонам. Отмечено, что воспитанники - тьюторанты заинтересованные деятельностью и принимающие активное участие в мероприятиях способствуют позитивному настрою остальных детей группы. Его неподдельный интерес привлекает одногруппников. Случается так, что сопровождаешь одного ребенка, а меняется позиция у нескольких детей, приближенных к данной ситуации сопровождения. Педагоги отмечают, что в процессе такого взаимодействия группа становится более сплоченной и творческая активность детей позволяет решить вопросы, которые на первом этапе были недосягаемыми.