АЛГОРИТМ
действий несовершеннолетних при совершении мошенничеств в отношении них
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ МОШЕННИЧЕСТВА:
СМС от различных сервисов (Госуслуги, банки, операторы связи, социальные сети и т.п.) о взломах аккаунтов.
– может поступить сообщение о взломе аккаунта, страницы с указанием номеров телефона/ ссылок на страницы сайтов, по которым нужно обратиться/ перейти для решения возникшей проблемы;
– после получения смс поступает звонок от неизвестного лица (либо пользователь сам перезванивает по указанному номеру телефона/переходит по ссылке), которое представляется специалистом сервиса и предлагает помощь в решении проблемы (восстановить аккаунт, обеспечить безопасность персональных данных и т.д.), предупреждает о возможном мошенничестве со стороны третьих лиц, в результате которого произошел взлом, может сообщить, что с тобой свяжется в ближайшее время сотрудник правоохранительных органов (МВД, Следственный комитет, ФСБ, прокуратура и др.) с целью поиска и привлечения мошенников к ответственности;
– после разговора с тобой может связаться незнакомое лицо и представиться сотрудником перечисленных правоохранительных органов и сориентировать на определенный порядок действий, который необходимо выполнять в связи с имеющейся угрозой в отношении тебя со стороны мошенников либо иных лиц (пройти по ссылкам, поступившим от него или его представителей в мессенджерах, быть с ним постоянно на связи, предоставить ему персональные данные, доступ к аккаунтам в мессенджерах, запрет на информирование родителей и близких о сложившейся с тобой ситуации, покинуть город, не возвращаться домой);
– после этого могут поступить звонки от этих же лиц либо от других, но тоже представляющимися сотрудниками правоохранительных органов либо банков, о попытках перевода твоих личных сбережений на иностранные счета, финансирования таким способом терроризма либо ВС Украины и т.п.), и предложениях в целях пресечения преступных операций о необходимости осуществления переводов денежных средств на «безопасные счета», на которые тебе указывают звонившие, либо получения обманным способом этих средств от родителей и необходимости их перевода неизвестным.
Необходимость перевода денег на «безопасный счет».
– могут поступить звонки от неизвестных лиц, которые представляются сотрудниками банков, служб безопасности, Центрального банка России либо правоохранительных органов, и сообщают о якобы совершающихся в отношении тебя мошеннических действиях (оформление кредитов, микрозаймов) и для предотвращения хищения твоих денег необходимо перевести их на «безопасный счет», после чего просят доступ к личному кабинету банка, где у тебя есть лицевые счета;
- звонки могут поступать по несколько дней подряд либо с перерывами, так злоумышленники входят в доверие и убеждают в необходимости совершения тобой определенных действий;
- в ходе общения с тобой неизвестные лица для подтверждения своих слов и действий могут отправлять фото документов, похожих на подлинные.
Взлом либо копирование аккаунта пользователя в мессенджерах
Ватсап, Вайбер, Телеграм, социальных сетей Вконтакте и т.п.
– с использованием нейросети (искусственный интеллект) генерируются видеозвонки, голосовые сообщения от имени твоих знакомых, родственников, друзей, у которых взломаны аккаунты в мессенджерах / социальных сетях, с полностью скопированными голосом и изображением, с использованием ранее отправленных видео и аудио сообщений твоих знакомых, родственников;
– поступают просьбы оказать финансовую помощь, сообщить о возникшей проблеме, в том числе, что твой знакомый, родственник, родитель попал в серьезную беду, происшествие, после чего могут прислать фото банковской карты либо номер телефона для перевода денег.
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ (ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ):
Не верить на слово лицам, звонящим с неизвестных номеров. Все поступающие тебе звонки с неизвестных номеров нужно ставить под сомнение.
Сообщить звонящему, что ты являешься несовершеннолетним и пусть все разговоры ведут с твоими родителями, после этого сразу прекратить разговор.
Незамедлительно после таких звонков сообщить о них своим родителям (законным представителям), близким родственникам либо любым лицам, которым ты доверяешь, или в полицию (номер телефона любой дежурной части), на единый телефон доверия (тел. 8-800-2000-122).
Не перезванивать по номерам телефона, указанным в сообщениях о взломах аккаунтов, не переходить по незнакомым ссылкам из этих сообщений.
Не сообщать свои персональные данные, не предоставлять им доступ к своим страницам, аккаунтам в социальных сетях.
Не производить онлайн оплаты, переводы по просьбам неизвестных.
Не верить сообщениям с неизвестных и известных номеров (сервисов) о выигрышах, способах быстрого заработка крупных сумм, с просьбами о помощи друзьям, родственникам, займе денег.
ЕСЛИ ВСЁ ЖЕ ПОВЕРИЛ, ПРОШЁЛ ПО ССЫЛКЕ, ОТВЕТИЛ НА ЗВОНОК, СООБЩИЛ СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ:
Не паниковать. Из любой ситуации, которая может казаться очень проблемной, всегда есть выход.
Незамедлительно сообщить об этом своим родителям (законным представителям), близким родственникам либо любым лицам, которым ты доверяешь, или в полицию (номер телефона любой дежурной части), на единый телефон доверия (тел. 8-800-2000-122).
Заблокировать (поместить в черный список) незнакомые номера, с которых тебе звонили, поступали сообщения.
ГЛАВНОЕ:
В любой сомнительной и непонятной ситуации
перед совершением действий
нужно обязательно посоветоваться со взрослыми знакомыми и близкими тебе людьми, которым ты доверяешь!