vdslab

663690

Красноярский край

г. Зеленогорск

ул. Комсомольская, д. 32 "Б"

E-mail: centr537@mail.ru

РЕЖИМ РАБОТЫ:

пн-cб 08.00-18.00

     Обед 12.00-13.00

выходной день - воскресенье

ДЛЯ ЗАПИСИ К СПЕЦИАЛИСТУ

ЗВОНИТЬ ПО т.8(39169)3-44-59

ВСЕГДА РАДЫ ПОМОЧЬ

ВАМ И ВАШИМ БЛИЗКИМ!

vkok

Служба ранней помощи

RCDI

Общественная приемная

Конкурс

Клубы

baner pvs

Клуб опекунчики 1

 

 

Труд и занятость населения

 

i

Для вас, родители!

Чтобы воспитать Человека. Кризис 3-х лет

Возрастные кризисы

Уважаемые родители, сегодня мы с Вами начинаем разговор о возрастных кризисах у детей.

Возрастные кризисы [греч. krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к качественно новому специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

Форма, длительность и острота протекания возрастных кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом.
Каждый возрастной кризис это и изменение мировоззрения человека и перемена его статуса по отношению, как к обществу, так и к самому себе. Научится воспринимать своего ребенка как нового, с позитивной точки зрения — вот то, главное, что поможет преодолеть психологические трудности возрастных кризисов.
Начнём мы с кризиса 3-х лет у ребёнка. Так как же вести себя родителям в «царстве упрямства и капризов»?
Только родители успели порадоваться, что малыш научился достаточно хорошо разговаривать, уверенно ходит и бегает своими ножками, понимает слово «нельзя» — как он меняется до неузнаваемости и становится настоящим бесёнком. Капризничает, не слушается, кривляется, нарушает запреты, вызывающе себя ведёт и даже огрызается! Нужно учесть, что именно так проявляется возрастной кризис 3-х лет, и избежать его не удаётся никому.
Основная причина — несоответствие социальных и бытовых обстоятельств изменившимся потребностям ребёнка. Он хочет быть взрослым, даже чувствует себя таким. Однако огромное количество ограничений, правил и требований со стороны родителей не дают ему проявлять самостоятельность в полной мере. Это вызывает внутренний протест, который выливается в эмоционально-поведенческие отклонения, так пугающие родителей.
Кризис 3-х лет характеризуется следующими психическими новообразованиями:
• первичная самостоятельность;
• новый уровень самосознания;
• установление межличностных контактов, выстраивание новых, более сложных социальных отношений;
• волевая регуляция деятельности.
ПРИЧИНЫ КРИЗИСА
Основная причина, из-за которой у детей наступает кризис 3-х лет, — это стремление к самостоятельности. К этому возрасту они уже хорошо говорят, могут ясно и чётко выражать вербально свои желания и эмоции. Им кажется этого достаточно, чтобы быть такими же, как взрослые: есть то, что едят они, сидеть допоздна за телевизором, ругаться нехорошими словами. Каждое действие в рамках этого маленького домашнего апокалипсиса будет направлено на стремление к независимости.
Однако кризис 3-х лет у каждого ребёнка протекает по-разному. Кто-то делает существование домашних невыносимым — бесконечные истерики, неуправляемая агрессия, постоянные протесты, полное обесценивание прежних правил приводят к серьёзным проблемам. У других проявления не столь яркие: единичные случаи строптивости, резкая смена настроения, небольшие капризы. Заметно, что кризис наступил, но он вполне контролируемый. Есть и такие детки, у которых всё проходит сглаженно и практически незаметно.
Психологи выделяют ряд причин интенсивности и яркости проявления кризиса 3-х лет.
Авторитарный стиль воспитания
Если в семье установлены чрезмерно жёсткие нормы, требуется безусловное подчинение, подавляются воля и самостоятельность ребёнка, это выливается в длительные истерики.
Гиперопека
Чрезмерная родительская забота, как и авторитарный стиль воспитания, подавляет волю и самостоятельность. Ребёнка даже в 3 года считают несмышлёным, нежизнеспособным и совершенно беспомощным. Не дают ему и шагу ступить без разрешения взрослого. Неудивительно, что малыш будет доказывать обратное, что существенно осложнит проблемный период.
Социум
Ситуация часто осложняется из-за авторитарного стиля воспитания или элементарной грубости воспитательницы в детском саду. Плохое влияние на ребёнка может оказать компания ребят, с которыми он играет во дворе или в садике. Конфликты с другими людьми заставляют его ещё более рьяно отстаивать свою независимость.
Внутрисемейные отношения
Кризис усугубляется, если внутри семьи напряжённая атмосфера. Во-первых, если родители часто ругаются или находятся в состоянии развода. Вторая психотравмирующая ситуация — их постоянная занятость на работе, заниматься ребёнком некогда.
Проблемы могут начаться после рождения второго малыша. Возникает детская ревность, которая оборачивается неконтролируемыми вспышками гнева. Во всех этих случаях наблюдается дефицит внимания.
А вот старшие дети, участвующие в воспитании, облегчают течение кризиса.
Темперамент
Неустойчивая нервная система, чрезмерная впечатлительность, холерический или меланхолический тип темперамента — ещё одна причина усугубления кризиса 3-х лет.
Состояние здоровья
У здоровых детей кризисный период протекает в рамках нормы. Он заметен, но держится родителями под контролем. Если у ребёнка к 3 годам обнаруживаются психические отклонения и расстройства, ситуация усугубляется, проявления неуправляемые, яркие и взрывные. При наличии хронических заболеваний, генетических патологий, физических недостатков от рождения дети обычно сильно привязаны к матери и не бунтуют против неё. Поэтому они чаще всего не доставляют особых хлопот.
Часто одной из основных причин кризиса 3-х лет называют адаптацию к детскому саду. Действительно, именно в этом возрасте родители обычно отдают ребёнка в это дошкольное учреждение. Но есть и такие детки, которых определяют туда гораздо раньше (с 1,5 или 2 лет). Есть малыши, которые вообще туда не ходят, сидят дома с мамой или с бабушками и дедушками. Согласно проведённым исследованиям, во всех этих случаях к 3 годам наступает возрастной кризис, независимо от того, посещает ребёнок детский сад или нет и с какого возраста.
ПРИЗНАКИ КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ
Родители должны знать, как проявляется кризис 3-х лет, чтобы отличить его симптомы от обычных конкретных ситуаций. Например, если ребенок отказывается своевременно идти ложиться спать, это может быть обосновано тем, что он «переиграл» в шумные игры или «пересидел» перед телевизором. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.
Негативизм – «Делаю назло!»
Дети отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовет малыша на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался, он отказывается это делать только ради противостояния матери.
Строптивость – «Не хочу подчиняться!»
В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.
Упрямство – «Я так решил!»
«Не хочу!» и «Не буду!» без всяких объяснений - самые частые признаки кризиса 3 лет. Преодолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.
Бунт (протест) – «Мне все надоело!»
Бунт похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт – самый страшный из них. Во-первых, он включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребенок ежедневно отказывается от завтрака или дневного сна. Данный тип кризиса проявляется ярче всех. Дело может доходить до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это может быть чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.
Деспотизм – «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!»
Пытаются манипулировать родителями с помощью истерик и слёз. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы их желание выполнили (купили игрушку, дали конфетку и т. д.)
Обесценивание – «Не люблю вас! Вы плохие!»
В данном случае ребёнок злится на то, что ему дорого, пытаясь избавится от зависимости. Тихий ребенок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама может стать врагом № 1, ребёнок при этом перестает её слушаться и может даже ударить.
Своеволие – «Я могу сам!»
Данные признаки не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда ребенок пытается сам снова и снова завязать шнурок или обуться, но при этом прислушивается к советам взрослых и не отказывается от помощи. И совершенно другое – когда он при этом злиться, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителя. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения портятся ценные вещи, включаются в сеть бытовые приборы.
Таковы основные симптомы кризиса 3-х лет, которые проявляются регулярно, достаточно ярко и, чаще всего, комплексно. Они могут сопровождаться и другими эмоционально-поведенческими отклонениями. Последние наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но способны усугубить или затянуть течение кризиса. К ним относятся:
- отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и даже могут перестать быть для него авторитетом;
- жадность: подобно взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют свою собственность;
- вредность – основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловлена наследственной чертой характера;
- ревность: ребенок требует внимание близкого человека двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю и не хочет его делить ни с кем другим;
- необоснованная агрессия: в 3 года малыш еще не понимает, что с ним происходит, винит во всех своих бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, кусанию.
Родители должны понимать, что у каждого ребенка кризис проявляется по-разному, но он в любом случае происходит. У одних сглажено и более спокойно, у других – с ежедневными бурными протестами и истериками. Если симптомы не наблюдаются до 4-х лет – это может свидетельствовать даже о задержке в развитии.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КРИЗИСА
Родители, столкнувшиеся с кризисом 3-х лет, в первую очередь интересуются, сколько он длится и когда в норме должен закончится. Однако данный вопрос слишком индивидуален, чтобы иметь однозначный ответ.
Во-первых, он может начаться и в 2,5 года, и в 3,5. Главное, чтобы это произошло до 4 лет, — тогда можно говорить о норме психического развития.
Во-вторых, он может закончиться в течение 3-х месяцев, а может длиться до одного года. Это зависит от устойчивости нервной системы, темперамента ребёнка, поведения родителей и психологической помощи со стороны.
В-третьих, краткосрочный кризисный период сопровождается чаще всего яркими проявлениями, а затяжной период — более спокойными. Это норма. А вот если он продолжается более полугода и при этом ежедневно устраиваются неконтролируемые истерики, консультация психотерапевта обязательна.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Помочь справиться с кризисом 3-х лет помогут советы родителям от психолога.
Самая главная рекомендация — уважать самостоятельность ребёнка. Позволять ему выполнять самому какие-то элементарные действия. При этом должны работать и запреты, которые нарушать категорически нельзя (совать что-либо в розетку, включать утюг, брать деньги, кусаться). К 3 годам у ребёнка уже должны быть посильные домашние обязанности. Он может убирать за собой игрушки, вытирать пыль, накрывать на стол. Да, его участие замедлит процесс, но поверьте, оно того будет стоить. Это позволит ему чувствовать себя самостоятельным и нужным. А значит, автоматически отпадёт необходимость доказывать свою взрослость и независимость.
Дополнительные рекомендации:
1. Сохранять спокойствие. Быть терпеливыми.
2. В момент капризов переключать внимание на что-то другое, интересное: посмотреть любимый мультик, погулять, угостить конфетой. Использовать игровые приёмы.
3. Иногда предоставлять право выбора в незначительных бытовых ситуациях: какой мультфильм посмотреть, какую сказку почитать, какой сок выпить.
4. Ругать и наказывать за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас.
5. Анализировать произошедшее. Проговаривать с малышом, что он сделал не так и почему это плохо.
6. Придерживаться единого стиля воспитания. Если мама не разрешает есть шоколад перед обедом, а папа балует и позволяет то сделать, негативизм будет проявлять себя максимально ярко.
7. Собственным примером показывать правильное поведение. Дети в 3 года склонны к слепому копированию. Вы ничего не добьётесь, если сами будете делать то, что им запрещаете.
8. Проводите как можно больше времени вместе.
«10 НЕЛЬЗЯ»: ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Нельзя настаивать на сиюминутном выполнении требования (просьбы). Лучше дать малышу остыть и спустя какое-то время повторить попытку.
2. Нельзя поддаваться на манипулирование. Не удовлетворять любую прихоть ребёнка только потому, что он закатывает истерики — просто не обращать на них внимания.
3. Нельзя вешать «ярлыки»: жадина, зануда, вредина.
4. Нельзя физически наказывать.
5. Нельзя кричать.
6. Нельзя навязывать свою помощь.
7. Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми.
8. Нельзя приказывать.
9. Нельзя вступать в споры и пререкания.
10. Нельзя использовать в беседе сложные термины и категории, которые не понятны ребёнку. Например, взывать к совести или чести.

пециалисты отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Решаем вместе
Не получили выплату или льготную путевку? Есть предложения по улучшению работы органов социальной защиты?

Полезные ссылки

Яндекс.Метрика